19 декабря 2015 г.

Шпионские игры Спилберга. Счёт 2:1. Рецензия на фильм "Шпионский мост" от Николая Абрамовича.


В России состоялась премьера фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост». Нас как раз подкупает рекламная замануха : «Основано на реальных событиях». Посмотрели и задумались : а так ли всё это было ? 

Пересказ фабулы достаточно короток : американцы повязали нашего разведчика, а наши сбили американского лётчика и через некоторое время их обменяли друг на друга. Жанр картины заявлен громко : драма, триллер. Длительность - немногим более 2-х часов. Триллер, скажу прямо, как жанр не получился абсолютно, даже если и политический. А как Спилберг пытался нарисовать «картину маслом», показывая ужасы восточно-германского или советского режима, не выдерживает никакой критики. 


Единственно, что можно отметить как плюс, - если виденный ранее, действительно, политический триллер Спилберга на реальной трагедии «Мюнхен», являлся мрачным и неинтересным, несмотря на обилие трупов, то «Шпионский мост» выглядит куда интереснее и веселее. Тем не менее, Спилберг здесь явно «загнался». По прямому повествованию сюжета никаких трупов нет вообще, как не было их и в реальности, и не было никаких острых моментов, кроме сбитого самолёта “U-2”. В таком случае, надо же что-то придумать, а то зритель заскучает и уснёт. И режиссёр придумывает. Сначала американские ультра-патриоты обстреляли квартиру адвоката Донована. Ведь он защищает в суде советского шпиона, а значит он такой же враг Америки. Затем, когда адвокат находится в Берлине, то видит из окна трамвая, как гэ-дэ-эровские пограничники стреляют по перебежчикам и убивают их. Получается, что формально законы жанра хоть немного соблюдены, а реально - всё это блеф для тупого обывателя. Обстрела семейного гнезда респектабельного адвоката, конечно же, не было; а стрельба по тем, кто бежит через Берлинскую стену не могла же вестись каждый день, и чтобы Донован всё это так прекрасно видел, находясь в общественном транспорте неподалёку. 

И вообще, по мнению голливудских киношников, в ГДР было нечего есть, нечего одеть-обуть. Немецкие гопники даже сняли с Джеймса Донована пальто, но странно, что же тогда до трусов не раздели и не разули ? Секретарь советского посольства понимающе резюмирует: «А что ж Вы хотели ? Пальто же куплено в магазине “Sax” на 5-й Авеню». Вот так вам паукам-американцам, будете знать ! Для нас россиян, или же для всех бывших советских поданных, сразу возникает сравнение от противного: если бы мы так «плохо» жили как немцы ГДР, то Советский Союз существовал бы до сих пор. Советские силовики в фильме, конечно же, варвары, - они истязают на допросах сбитого пилота Пауэрса, который не просто подследственный, а уже мотает срок по приговору суда. Но мы «совковые ребята» к этому давно привыкшие, было бы странно, если бы америкосы показывали нас по-другому. Однако для нас кажется странноватым, что немцы ГДР у Спилберга выглядят ещё большими варварами, чем русские. Но не будем забывать, что Спилберг - еврей (вспомните его "Список Шиндлера"), и для него немцы будут пострашнее русских. 

Мало того, Спилберг вводит зрителей в заблуждение одним только видом советского разведчика. Актёр подобран с внешностью вполне соответствующей еврейской, а если что, имя-то реального героя - Рудольф Абель, и кто теперь усомнится, что он не еврей ? Вот этот момент как раз самый интересный, о чём в фильме ни гу-гу. Рудольф Абель всего лишь псевдоним, легенда разведчика. Настоящее имя - Уильям Фишер, и был он не только британским поданным, а самым настоящим англичанином голубых кровей из города Нью-Касл. Между прочим, рок-звезда Стинг тоже уроженец этого места. Опуская подробности, скажу лишь, что У.Фишер не был завербован «красными», а ещё в молодости начал свою службу в органах ГПУ Феликса Дзержинского. Хорошо это или нет, что английский аристократ в Советской России проникся идеалами «светлого будущего» судить не нам. Но этих идеалов он не предал и не продал и был им верен, как и СССР, до конца своих дней. Ну и, наконец, если кто видел фотоснимки Фишера - Абеля, то мог убедиться, что ничего еврейского в его облике не было. 

У Спилберга актёр, играющий нашего разведчика, к тому же лишён всякой харизматичности и какой-бы то ни было фактурности. Но этот персонаж, слава богу, не является и отрицательным героем. Времена холодной войны давно позади, теперь можно и с американской стороны взглянуть на вещи совсем по-другому. Кроме того, адвокат Донован начинает восхищаться советским агентом за его принципиальность и несгибаемость. Как не запугивали «красного шпиона», он никого не выдал и ничего не рассказал ЦРУ о своей работе и прочих секретах. 

 - Вы не волнуетесь ? – постоянно спрашивает адвокат у своего клиента. 

- А это поможет ? – невозмутимо отвечает Абель. 

Железные нервы, ничего не скажешь. Он не боялся получить «вышку» от американской фемиды и, по ходу дела, не боялся уже вообще ничего. Приговор - 30 лет заключения, он встретил с достоинством. Ультра-патриоты США в бешенстве. Они кричат на суде: «повесить!», «на электрический стул!» А Джеймс Донован, вроде тоже патриот Америки, как и многие, подаёт кассацию о невиновности подсудимого и о нарушении закона в ходе следствия. Неслыханно ! Но за стойкость всегда принято уважать даже врагов. Затем в СССР судят лётчика-разведчика Гарри Пауэрса и дают только 10 лет. Так чьи же патриоты более кровожадные ? Явно не наши. Да и сам мистер Крусчев (как называли Хрущёва американцы) хоть и обещал всем капиталистам показать «кузькину мать», был всё же первым советским либералом. 

Всё это хорошо, но где же в кино интрига ? Спилберг ведь не делает героя ни из своего «шпиона» Пауэрса, ни из нашего Абеля. У него главный и по-настоящему американский герой это адвокат Джеймс Донован в лице актёра Тома Хэнкса. У нас Хэнкс хоть особо и не фаворит, но все знают, что любую роль он вытягивает на все 100 % и даже больше, и может спасти не слишком удачный фильм. И здесь ситуация абсолютно аналогичная. В нашем случае, персонаж Хэнкса - адвокат Донован берёт на себя всю ответственность переговорного процесса по обмену «шпионов». Но Спилберг снова лажанулся, сняв сцену задержания американского студента Прайера силовиками ГДР. Зачем его избили и скрутили, если он никакой не шпион (студент ведь) зрителю непонятно, и весь этот кадр сделан «топором».

Может опять всё к тому, что у Спилберга раз немцы, значит варвары ? И тут главный персонаж - Д.Донован, попав в Берлин, прёт как танк напролом и ставит условие : обмен будет, но… 2-х граждан США за одного советского. Цэ-рэ-ушники в гневе: «Ты сорвёшь всю операцию, ты, что из себя возомнил?!» А Донован упёртый как баобаб. Он договаривается и с немцами и с советским посольством без всяких угроз, только словом и убеждением. Настоящий дипломат, и где только его откопали ? Он своего добился и на знаменитом Берлинском мосту происходит обмен. Все довольны, все живы-здоровы и вернулись на Родину. 

Фильм из-за этих интриг и «базаров», конечно, затянулся и утратил динамизм. Продвинутый зритель понимает, что теперь адвокат Донован наверняка должен стать национальным героем Америки и быть популярнее президента Кеннеди. Но на деле, конечно же, всё выглядело куда скромнее, без фанфар. Кино есть кино, и хитрый еврей Спилберг как никто лучше это знает. Но он нас всё равно «обул» со счётом 2:1, как и было в реальной истории : 2 американца - 1 русский. 

Но в целом, могу сказать, что фильм посмотреть можно, ну хотя бы раз. Если Спилберг где-то и подкачал, то Том Хэнкс уж точно постарался на славу. Настоящий голливудский и американский патриот, и с этим не поспоришь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий