2 июля 2014 г.

Юбилей одного концерта - Джо Дассен в Москве на открытии гостиницы "Космос" 5 июля 1979 года.


Ровно 35 лет назад в Москве состоялся концерт, посвященный открытию гостиницы «Космос», построенной специально к Олимпиаде-80 в Москве.
 По статусу престижа власти оценивали концерт как вполне рядовое мероприятие. 
Но по прошествии времени интерес к событию возрос как к какому-то историческому эксклюзиву. И, как оказалось, есть отчего...




Гостиницу «Космос» возводили при активном участии французских специалистов, и к лету 1979 года наконец закончили. Категория "4 звезды" и 3500 мест, - было чем хвалиться и гордиться ещё за год до открытия Олимпиады - 1980. Торжественное открытие состоялось 5 июля, и на десерт, как полагается, праздничный концерт. Поскольку интуристовский проект был совместным, таким же решено было сделать и музыкальное шоу. От французской стороны приглашён выступить Джо Дассен, от советской Алла Пугачёва. Интересно будет знать, что кандидатуру Пугачёвой предложили из французского посольства. 30-летняя Алла тогда являлась почти исключительно молодёжным кумиром, а московское чиновничество, в том числе от культуры, все были в возрасте «далеко за…» Поэтому наши устроители немного поморщились, но с иностранцами решили не пререкаться. А самое интересное, как шёл разговор об оплате выступления.

Пугачева и Дассен перед концертом 05.07.1979 год

Роль продюсера Пугачёвой взял на себя её тогдашний муж Александр Стефанович, являвшийся режиссёром «Мосфильма». Французы спрашивали вполне резонно: сколько тысяч франков вы хотите? Стефанович ответил, что «Госконцерт» валюту у нас всё равно отберёт, поэтому лучше будет провернуть какой-нибудь бартер. Выяснилось, что после укомплектовки отеля, в запасе остались ванна с унитазом, а поскольку звёздная чета только что обзавелась новой квартирой, эта сделка пришлась как нельзя кстати. Потом запомнится реплика Пугачёвой, наблюдавшей из-за кулис за выступлением Дассена: «Знал бы он, что я тут за унитаз пою» ...

Тем не менее, не надо думать, что этот натуральный обмен был чем-то унизительным или несправедливым. Знаем, что Алла Борисовна всегда любила плакаться на жизнь, а между прочим, сантехнику такого уровня в нашей стране тогда не имел никто.



Что касается гонорара Джо Дассена, то он составил 50.000 франков, что равнялось 8.000 долларов США. По меркам того времени совсем нехило, но для звёзд такого уровня это ещё не деньги. Ведь это не были официальные гастроли с несколькими сеансами выступлений, а просто такой блиц-концерт в рамках торжественного мероприятия.

Теперь поконкретней о самом концерте. Он проходил в гостиничном зале конгрессов, где вместимость всего 1000 кресел. Соответственно о присутствии сторон : 500 мест наших и 500 у французов. Ясное дело, что из простых смертных там никто находиться не мог. Пугачёва выступала в первом отделении концерта, Дассен во втором. Вот здесь уже кроется первая загадка: а что они, собственно, пели ? Это дико хотят знать поклонники обоих исполнителей.



Что за песни пела Алла, мы можем только определённо догадываться (репертуар был ещё невелик); что за песни пел Джо, можем только смутно предполагать. Его последний к тому времени альбом назывался «15 ans déjà» - «Уже 15 лет», и символизировал юбилей выхода на сцену. Известно только, что количество песен в дассеновском отделении было 17. Казалось, в чём проблема, неужели не осталось видео или аудио записей сего действа ? Увы, их нет и не было. Многие отказываются в это верить и ссылаются на телеэпизод из «Намедни-1979» Леонида Парфёнова. Но хитрый Парфёнов просто прогнал нам свою «утку». Надо же было что-то показать для пипла, а не просто тупо прокомментировать событие. Вот он взял и показал фрагмент из польских гастролей Джо Дассена. 

Запись французской программы "Numero Un" 1976 года,
 которая была включена в передачу
 "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады",
 показанную по советскому телевидению в 1982 году.


О том, что в зале не было ни одного телеоператора есть свидетельство Е.Болдина: «Я помню как приехало наше телевидение, будучи в абсолютной уверенности, что сейчас всё снимет. Но им объяснили, что это чужой праздник и французская сторона против съёмок».

Так что, фанаты, обломитесь, но вас оставили ни с чем. Вот и получился полный эксклюзив, - никакой визуализации для истории и для потомков. Теперь наблюдаем только досадные дебаты в интернете, перемежающиеся просьбами: помогите, найдите, подскажите и т.д. В наших СМИ того времени тоже было совсем не густо: беседа – диалог в «Комсомольской правде» и небольшая статейка в журнале «Кругозор». Хорошего понемногу, как считали идеологи советского медиа-пространства. Ладно хоть сохранились аудио записи из общения двух звёзд. Можно с удовольствием их процитировать.

Пугачёва:  Мне интересно, Джо, знакомы ли Вы хоть немного с советской эстрадой ?

Дассен: Прошу извинить меня, Алла, - нет. Знаю ансамбль Моисеева, ансамбль песни и пляски Советской Армии, классику, фольклор…

Пугачёва: Может для Вас это будет откровением, но французскую эстрадную песню у нас любят. Я сама многому училась у французской песенной школы: Пиаф, Брассенс, Азнавур, Беко, Брель.

Дассен: Да, ваше радио и телевидение много делают для знакомства слушателей с французской музыкой. Теперь очередь за нами. Алла, по приезде в Москву я многое узнал о Вас. Кстати, Вы, как и я, - неудавшийся преподаватель.

Пугачёва: - Увы, да. (смеётся)

Дассен: У нас с Вами общий подход к песне. Мы не отделяем слова от музыки. Важно быть не только певцом, но и личностью. 

Выступление обоих исполнителей прошло, естественно, на «ура». И вот фрагменты звёздного диалога уже после концерта.

Дассен: Честно скажу, то что увидел и услышал, меня поразило – это высокий международный уровень. А «Арлекино» - что-то невероятное…

Пугачёва: Для меня большая честь выступать в одном концерте с Вами.

Дассен: Хотя содержание Ваших песен не было понятно, а вот обстановка, атмосфера, световое решение, в которых эти песни были поданы, бесспорно захватывают.

Пугачёва: Я тоже не понимала содержание Ваших песен, но тем не менее эмоционально мне всё это было близко. Я чувствовала всё, о чём Вы пели. И ещё. Я заметила, что публика мгновенно реагировала на знакомые песни.

Дассен: Фирма «Мелодия» приобрела две лицензии на выпуск моих дисков: «Люксембургский сад» и «Золотой альбом». Позвольте мне опередить «Мелодию»… ( Джо достаёт пластинки и вручает Алле )

Пугачёва: Позвольте и мне сделать Вам подарок. (Алла протягивает Джо свой диск «Зеркало дущи» и пишет: «До скорой встречи в Москве»)

За кадром официальной беседы осталась фраза Пугачёвой, что она всю жизнь мечтала выступить в парижской «Олимпии».  Дассен на это лишь вежливо улыбнулся...

Вот, собственно говоря, и все моменты, хоть как-то осветившие выступление в «Космосе». Но следующей встречи в Москве, как мечтала Алла Борисовна, не состоялось. Через год и полтора месяца Джо Дассен умер от инфаркта в неполные 42 года. А он собирался выступить не только в Москве, но и в Одессе, откуда был родом его дед. Вот поэтому для наших поклонников Дассена этот обычный космосовский концерт приобретёт статус супер-эксклюзива.

Главная мечта Пугачёвой всё же исполнилась: она выступила в «Олимпии», и следовательно жизнь прожила не зря. Однако сейчас ей хвалиться, увы, нечем. Мы все слышим только о её эпатажных выходках, а всенародное признание давно в прошлом.

Вообще, тот уже далёкий 79-й год во многом оказался определяющим: а что там дальше? Французы в очередной раз поставили перед собой гогеновский вопрос: куда мы идём ? И, явно, не заблудились. Несмотря на экономический кризис, музыкальный шоу-бизнес у них живёт и процветает. В нашей стране поначалу тоже был большой прорыв в эстрадной песне и в роке, что было подмечено и в западных СМИ. Но затем началось топтание на месте, тупик, и начиная с нулевых годов явный регресс. 



Пугачёвой в наше время грех жаловаться на своё финансовое состояние, впрочем как и другим знаменитостям нашей попсы. Скорее всего здесь подойдёт одно меткое определение: зажрались. А музыкальное искусство, как таковое, давно за бортом.

А июль 79-го ещё возлагал особые надежды на сотрудничество наших двух стран в деле сопротивления англосаксонской культурной экспансии. Французское Resistance (Сопротивление) экзамен выдержало с успехом. Наша культура ничем блестящим похвастаться уже не может. Остаётся ждать, надеяться, время от времени вспоминая то самое шоу из отеля «Космос» ..

Николай Абрамович, Оренбург - июнь 2014 

4 комментария:

  1. Спасибо за интересную статью! Особенно порадовал факт, что это не сам Джо Дассен дарил Пугачёвой сантехнику, о чём была запись где-то в интернете)) А вот на сайте, посвящённом Джо (http://www.joedassin.info/ru/index.html), одна из поклонниц писала, что в пятилетнем, кажется, возрасте, была с дедушкой на этом концерте. И хорошо помнит снимающие видеокамеры. Так что, скорее всего, где-то в частном французском архиве и есть заветные кадры...

    ОтветитьУдалить
  2. Ничего нет удивительного. По опыту своего общения с французами и итальянцами я сделал вывод, что особым спросом на Западе (ка и во всём мире) пользуются русская классическая музыка, включая оперу и балет, русская народная музыка (иностранцы обожают наши фольклорные коллективы, это - штучный "товар") и, в последнее время, православную духовную музыку. Французы и итальянцы чутко реагируют на русскую песенно-романсовую музыку лирико-драматического содержания как дореволюционных, так и советских времён.
    Что касается эстрадной музыки, то с их точки зрения - это слабое подражание западным образцам, где мы, по мнению тех же французов, теряем собственное лицо.
    В трёхминутном общении с другим легендарным шансонье Сальваторе Адамо 4 октября 2013 года в Крокус Сити Холле я понял, что это человек очень демократичный и душевный. Он дал разрешение себя фотографировать, снимать на видео весь его концерт всем желающим, без предъявления каких-либо условий оплаты проводимых записей, с удовольствием принял цветы и подарки, всем желающим поставил свои автографы, с удовольствием пообщался на всех языках (включая русский) со всеми своими поклонниками после концерта и подарил каналу Культура телевизионную версию своего концерта Занзибар.
    Всё определяется самим человеком, а не его продюсерами.
    Кстати, Сальваторе Адамо является большим поклонником русской народной музыки, а также творчества бардов.
    Вот так.

    ОтветитьУдалить
  3. Я очень признателен всем, кто откликнулся на мой очерк про концерт Д.Дассена с А.Пугачёвой. И я обращаюсь к тому человеку, кто был на концерте Salvatore Adamo в «Крокус Сити Холле» 4 октября 2013 года. Я тоже там присутствовал, но не мог пообщаться с артистом и взять автограф, поскольку такой возможности не было вовсе. Видимо Вы свой человек для устроителей концерта и Вам повезло больше. Про этот концерт Вы можете подробно прочесть в моём новом блоге: nikolas1964.blogspot.ru, в очерке под названием «От «Олимпии» до «Крокуса». Я ещё могу похвалиться тем, что был на концерте Адамо в парижской «Олимпии» в 2003 году. И знаете, мне теперь захотелось об этом эпохальном для меня событии написать содержательный рассказ, возможно юмористический. Это было, действительно, весело, празднично и чисто так по-французски. И вообще, если Вы владеете информацией о гастролях популярных франкоязычных исполнителей в обеих столицах (Москва – Питер) или ещё где, то можете мне заранее сообщать. Буду очень признателен.Николай.

    ОтветитьУдалить
  4. С огромным сожалением вынужден сообщить, что один из авторов сайта (в том числе и этой статьи) и мой очень большой друг - Николай Абрамович умер 27.11.2017 на 54-м году жизни от тяжелой болезни всего за один месяц. Пусть земля тебе будет пухом. Надеюсь встретишь на небесах Джо Дассена, творчество которого ты так сильно любил...

    ОтветитьУдалить